Время — Информация — Деньги


Пять способов повышения эффективности внутренней агрологистики предприятия.

Пусть любые результаты демонстрирует Украина на внешних рынках, ее логистические достижения внутри страны, мягко говоря, далеки от желаемых. Так, по данным экспертов Мирового Банка, на зерновой цепочке «с поля — в порт» издержки превышают стоимость таких услуг в странах ЕС на 30% (!). Чтобы настроить эффективную и конкурентноспособную логистическую систему, нашей стране необходимо самое малое 1,6 млрд.дол ежегодно. Но есть ли шансы достигнуть амбициозную цель в сегодняшних экономических условиях? Эффективная альтернатива — выстраивать цивилизованные взаимовыгодные отношения с поставщиками услуг и внедрять системный подход к организации логистической функции в собственной компании.

За последние два года специалисты Agricom Group реализовали ряд нововведений в системе внутренней агрологистики. Что важно: большая часть из них не связана со значительными финансовыми инвестициями и доступны для широких масс производителей сельскохозяйственной продукции.

Как и любой бизнес-процесс, аграрная логистика имеет четко определенные границы и показатели эффективности. Цепочка «время — информация — деньги» должна учитываться на этапе планирования структуры посева и завершать свой путь, в зависимости от условий поставок, на этапе перехода имущественных прав на товар к покупателю. Только имея полную и своевременную информацию о состоянии и местонахождении в конкретное время продукции, а также оценивая использование альтернативных возможностей, специалист может полноценно планировать эффективную систему и при необходимости оперативно решать экстренные вопросы. Для этого на постоянной основе должна работать простая и понятная схема «ПЛАН → МОНІТОРИНГ → ФАКТ → ПЛАН/ФАКТ». Ее следует использоватьв целом в системе агрологистики, так и в отдельных ее направлениях.

Полевая логистика

Это направление объединяет соответствующую деятельность из планирования, организации и контроля работ непосредственно в поле. В основном, к ней относятся процессы севосмены, посев, внесение удобрений и сбор урожая.

Типичным для Украины является «классический» подход к организации полевой логистики: зерноуборочные комбайны перегружают урожай на автомобили (обычно — открытые самосвалы типа «КАМАЗ»), которые доставляют продукцию прямо на элеваторные комплексы или на токи для временного хранения и перегрузки. Анализ использования такого метода позволяет утверждать: во-первых, перегрузка зерна напрямую на автотранспорт увеличивает время простоя техники и негативно влияет на грунт из-за уплотнения, во-вторых — это значительные затраты зерна во время транспортировки.

•  Трехэтапная система сбора урожая, которая отличается от традиционной введением в схему бункеров-перегрузчиков, которые принимают зерно непосредственно от комбайнов и перегружают его на автотранспорт. Практически доказано (на сельскохозяйственных угодьях Черниговского и Белокуракинского кластеров у каждого из которых своя специфика), что такое нововведение позволяет экономить приблизительно 20% издержек на этом этапе агрологистики. Кроме того, позволяет обеспечить минимальную нагрузку на грунт, поскольку грузовики почти не выезжают в поле.

Элеваторная логистика

Она включает в себя комплекс  мероприятий по транспортировке от элеваторного комплекса или тока, внутреннюю логистику на территории элеваторного комплекса, приемки (лабораторный анализ), обработки (сушка), хранение продукции и отгрузка на железнодорожный, автомобильный или речной транспорт.

На территории Черниговского кластера мы получили в наследство элеваторный комплекс, который однозначно требовал модернизации. Проанализировав данные из информационных систем, стало очевидным: элеваторный комплекс в смт. Белокуракино тоже следует обновить.

•  Повышение пропускной способности. Чтобы сбалансировать элеваторную логистику в кластерах компании, было принято решение изменить весы в пунктах приема зерна. Следовательно, на территории Белокуракинского кластера сняли ограничение для автотранспорта до массы в 80 т и до 20 м по габаритам. Кроме того, отремонтировали покрытие дороги на пути, который ведет на элеваторный комплекс. Начав обслуживать большие транспортные средства, зафиксировали экономию транспортных затрат по сравнению с тем же периодом предыдущего года — приблизительно 20%. Кроме очевидного факта, как, скажем, использование пяти 20-тонников значительно дороже, чем двух 50-тонников, мы сэкономили время, которое обычно тратилось на оформление документом, лабораторный анализ и т.д.

•  Альтернативные источники энергии. Сушение зерна — самая дорогая составляющая среди всех этапов аграрной логистики, которое связано с ее энергоемкостью. Высокие цены на газ, который традиционно используют для сушения сельскохозяйственной продукции, стимулируют к переходу на альтернативные технологии. Сейчас в хозяйствах самым актуальным является использование пиролизных котлов, которые еще и позволяют внедрить безотходную систему производства в рамках одного элеваторного комплекса. Сэкономленная разница может составлять до 160 дол. для одного вагона кукурузы (40т).

К слову, в Белокуракино организован процесс прессования отходов, полученных на этапах очищения зерна, в пелллеты, которые используются как универсальный вид энергии для твердотопливных котлов. В кластере Agricom Group пеллетами оплачивают помещение элеваторного комплекса.

Транспортная логистика

Обычно это автомобильная, речная и железнодорожная логистика, которая обеспечивает транспортировку от поля к месту сбережения зерна, а также к портам или железнодорожным терминалам.

•  Автомобильные цистерны для перевозки сыпучих грузов (или кормовозы) как альтернатива грузовикам. Благодаря конструкции снижают затраты времени во время транспортировки (которые иногда достигают 3%), а также из-за большое емкости позволяют экономить на стоимости доставки зерна с поля на элеваторный комплекс. Особенно ощутимой разница является для льна, для которого экономия может достигнуть 430 дол с каждого вагона.

•  Установка GPS на собственный и наемный транспорт. Как и большинство сельскохозяйственных компаний, Agricom Group привлекает сторонних перевозчиков. Однако на каждую единицу наемного транспорта устанавливается устройство GPS, которое позволяет, во-первых, контролировать работы поставщика услуг, а также иметь детальную информацию для эффективного планирования отгрузок продукции на элеваторный комплекс для избежание очередей. Откровенно говоря, на начальных этапах мы получали отказы от значительного количества логистических компаний, однако, подняв этот вопрос в условиях заключенных долгосрочных контрактов, это условие озвучено как обязательное. Сейчас мы полностью контролируем перемещение продукции: собранные данные относительно наемного и собственного автотранспорта отправляются в соответствующую информационную систему GPS мониторинга, где их систематизируют и анализируют.

Александр Смотнин

руководитель департамента транспортной логистики Agricom Group

газета «АгроМаркет«, февраль 2016 год

Пусть любые результаты демонстрирует Украина на внешних рынках, ее логистические достижения внутри страны, мягко говоря, далеки от желаемых. Так, по данным экспертов Мирового Банка, на зерновой цепочке «с поля — в порт» издержки превышают стоимость таких услуг в странах ЕС на 30% (!). Чтобы настроить эффективную и конкурентноспособную логистическую систему, нашей стране необходимо самое малое 1,6 млрд.дол ежегодно.

Top