IT-модель для агрохозяйства


Информационные технологии надежно интегрировались в нашу жизнь. Сегодня внедрение инноваций становится все более актуальным. В аграрной отрасли они позволяют оптимизировать процессы и эффективно управлять бизнесом, особенно, если компания многоотраслевая и имеет широкую географию. Поскольку рынок предлагает большое количество IT-решений для автоматизации управления, крайне важно не только их внедрение, но и создание взаимной интеграции между всеми системами.

На протяжении последних лет команда Agricom Group успешно реализовала несколько проектов по внедрению автоматизированных систем управления бизнес-процессами. Ставилась амбициозная стратегическая цель – получить полный контроль над всеми хозяйственными процессами и подразделениями многоотраслевой и географически разрозненными группы компаний со сбалансированным разделением функций между предприятиями и компанией, которая осуществляет руководство.

Как следствие, сейчас компания имеет самую современную автоматизированную корпоративную систему управления. Функционал системы берет на себя все этапы управления: стратегическое и тактическое планирование, учет фактических операций и мощный инструментарий безнес-аналитики. Физически агрегированная система состоит из конгломерата отдельных современных IT решений, объединенных в монолитную систему, которая каждую минуту генерирует мощное облако управленческой информации по всем направлениям деятельности.

Важное внимание было уделено внедрению автоматизированных инструментов управления именно цепочками бизнес-процессов выращивания, транспортирования и хранения продукции растениеводства. Автоматизировали такие критические для современного растениеводства функции, как управление земельным банком и контурами полей, планирование и контроль выполнения технологических карт культур, оперативный контроль обработки грунта, работы сельхозтехники, агрегатов и механизаторов, оперативный контроль за внесение семян, удобрений и средств защиты, над затратами дизтоплива, сбора урожая и транспортирования к местам хранения, всех операций элеваторного хранения.

С самого начала внедрения систем обращалось внимание на оперативности получения управленческой информации: сейчас все руководители – от главного агронома, руководителя кластера и до исполнительного директора Agricom Group – получают полную детализированную информацию по всем хозяйственным операциям «за вчера» до 12 часов текущего дня. К тому же не используется ни распечатка, ни электронное письмо, ни телефонный звонок. Существует единая информационная компьютерная система, единое окно управления, из которого весь бизнес виден как на ладони. Кроме того, руководителю не нужно быть привязанным к рабочему месту. Не имеет значения, где вы находитесь – в поле, офисе, дороге или на деловой встрече. Если с вами смартфон или планшет, то вы также получаете полную информацию. Это дает большое преимущество и возможность дистанционно «держать руку на пульсе».

Еще один мощный инструмент автоматизированной системы управления – это умение выявлять уникальную управленческую информацию, которая доступна обычным системам. Такую возможность компания получила после внедрения самой современной в мире программы бизнес-аналитики. Благодаря этому теперь есть возможность отслеживать спрятанные связи и зависимость, скажем, динамики урожайности от использования конкретного грунтообрабатывающего агрегата, семена, средства защиты или, например, спрогнозировать затраты топлива в результате использования сразу нескольких сельхозмашин.

Именно эта система может в любую секунду предоставить исчерпывающую информацию по каждому конкретному полю: его площадь и севосмену за последние несколько лет, что посеяно сейчас, по какой технологической карте, по какой норме, какой техникой и агрегатом, какая техника и агрегат работали по обработке грунта, по каким листам механизатора, какие механизаторы работали, сколько урожая собрали, какими комбайнами, в какие машины грузили, какие машины разгружали на элеваторе, какие показатели влажности, сорной примеси, какой зачетный вес. Информация попадет к ответственному лицу без единого листа бумаги и в любом месте земного шара. Доступ организован через интернет, что позволяет полностью контролировать, кому предоставляется информация.

В условиях управления многоотраслевой компанией, которая объединяет множество предприятий разного профиля, такая возможность является очень кстати. Эффективность утвержденных решений, которые базируются на полученной таким образом информации, являются в разы выше благодаря оперативности и полноте возможностей. Рабочее место специалиста не ограничено определенным офисом. Он имеет доступ к своим рабочим материалам и документам, даже находясь в командировке. Каждую минуту, в любое время дня и ночи менеджент получает точную и полную информацию относительно состояния предприятий. В он-лайн режиме можно следить, скажем, за очередями на элеваторных комплексах, что позволяет оперативно реагировать и избегать возможность принятия автотранспорта.

Кроме того, цифровые технологии на производстве играют роль предохранителя непреднамеренных ошибок (например, в ведении учета товарно-материальных ценностей) и делают невозможным воровство (скажем, горюче-смазочных материалов, поскольку в баке для топлива его количество контролируется устройствами относительно равномерности затрат и соответствия его реальному пробегу).

Внедрение новых, более качественных решений невозможно без детального анализа. Чтобы определиться, каким образом улучшить деятельность по определенному направлению, менеджмент компании прежде всего определяет слабые и сильные места, и уже после этого рассматривает определенные варианты решений. Без автоматизации процессов получить точную картину сложно. Чтобы повысить в прошлом году эффективность транспортной логистики, в Agricom Group детально изучили все тонкости технологических процессов, их отличительные особенности и специфику отдельно для каждого кластера. В результате было внедрено несколько положительных изменений, например, благодаря трех-звеньевой системе сбора урожая затраты на логистику снизились на 20%.

Корпоративная система внутренних коммуникаций

Основной инструмент электронного документооборота в компании, который расширен функциями согласования документации, постановки и выполнения заданий, учет рабочего времени, корпоративной базы знаний. Возможность написать сообщение, наличие «живой ленты», чата и других видов оперативного общения являются больше чем актуальными для Agricom Group из-за большой территориальной разрозненности структурных подразделений, а также необходимости работать «в полях». Кроме того, такие подходы позволяют свести к минимуму использование бумаги для внутреннего документооборота.

Корпоративная система бизнес-анализа

Ее условно можно назвать вершиной айсберга Agricom Group Management Information System. Это – инструмент динамической обработки и визуализации массивов информации, которые получены от других систем и баз данных. Актуальные отчеты относительно ситуации в компании формируются в режиме реального времени. Функционалом системы обслуживаются агрономы, финансисты, инженеры, логисты и, понятно, высшее руководство. С внедрения этой системы удалось получить инструмент, который, базируясь на различных типах входных данных, анализирует их и выводит целостную информационную картину.

Корпоративная транзакционная система.

Как и в большинстве компаний, имеется в виду хорошо известная «1С», но модифицированная и адаптированная под потребности компании. Эта база данных всех хозяйственных операций компании. При чем имеется в виду не только перемещения денег за продажу или покупку, но и движение основных средств и других активов на предприятиях группы.
На основании внесенных данных система позволяет выполнять оперативное управление определенными функциями (затраты денежных средств, продажи, формирование различных отчетов: бухгалтерские, налоговые, управленческие и т.п.
Отдельным функциональным составляющим является учет рабочего времени персонала и технических ресурсов, ведение зарплатных проектов и т.д.

Корпоративная система видеонаблюдения за активами.

Система объединяет две функции по направлению безопасности. Физического доступа, который позволяет идентифицировать работника и в зависимости от его потребностей ограничивать или предоставлять доступ к конкретным объектам и фиксировать время.
Работа камер наблюдения. Доступ к информации из системы видеонаблюдения является круглосуточным и не привязанным к конкретному рабочему месту. Войдя в персональный кабинет на интернет-сайте, ответственный специалист может пересматривать он-лайн картинку с камер, которые находятся в его ведении. Также в случае необходимости есть доступ к записанному архиву.

Корпоративная система GPS-мониторинга техники, агрегатов и автотранспорта.

Аппаратная чаcть – это средства, которые устанавливаются на технику: автотранспорт, комбайны, тракторы и агрегаты. Устройство наблюдения за движимом объектом с встроенными датчиками GPS, уровня топлива и GSM-передатчиком надежно фиксируется на каждой единице движимого состава. Собранные данные в режиме реального времени передаются на центральный сервер для обработки с помощью программной части. Это позволяет формировать оперативные отчеты относительно маршрутов следования, использования топлива, учета рабочего времени и выполненной работы. Кроме того, информационная система обеспечивает визуализацию движимых объектов на карте контуров полей и объектов недвижимости благодаря взаимной интеграции с системами управления сельскохозяйственными угодьями.

Корпоративная система управления растениеводством.

• геоинформационная система управления земельным банком

• система управления аграрными технологиями

Основными пользователями этих систем являются работники земельного отдела департамента логистики, и департамента производства и развития сельскохозяйственного хозяйства. Весь массив данных относительно земель и работы на них сохраняется и обрабатывается для возможности планирования, оперативного и планового управления и отчетности, которая формируется на основе исторических данных за тот или иной другой период. База данных земельного банка с возможностью обмена данными с «1С» включает визуализацию карт полей на основе договоров об аренде, а широкий диапазон функций позволяет получать выборку по заданным критериям. Система управления аграрными технологиями, которая включает базу паспортов полей и технологических карт выращивания культур, является основным инструментом планирования, контроля и управления растениеводством.

Корпоративные системы управления финансами:

•    Корпоративная система планирования и бюджетирования

•    Корпоративная система финансовой отчетности

Финансовое планирование и отчетность являются очень важными для любого предприятия, а также, крайне важными для внедрения удобных и эффективных инструментов для ее ведения. На базе текстовых редакторов у нас реализовано решение для сотрудников финансовой сферы: системы бюджетирования и отчетности, которые взаимно интегрированы с транзакционными системами Agricom Group.

Корпоративная система управления закупками

Динамическое развитие компании ведет и к увеличению партнеров – поставщиков товаров и услуг – для качественного и взаимовыгодного сотрудничества с которыми создана система закупок, которая работает по принципу открытого тендера. В автоматическом режиме обрабатываются заявки и совершается выбор предложения в зависимости от потребностей. К очевидным преимуществам могут относиться прозрачность и увеличение эффективности путем минимизации привлечения людских ресурсов.

Петр Мельник (Исполнительный директор Agricom Group)
Александр Копняк (Директор департамента информационных систем управления Agricom Group)
Газета «АгроМаркет«, март 2016 года

Информационные технологии надежно интегрировались в нашу жизнь. Сегодня внедрение инноваций становится все более актуальным. В аграрной отрасли они позволяют оптимизировать процессы и эффективно управлять бизнесом, особенно, если компания многоотраслевая и имеет широкую географию. Поскольку рынок предлагает большое количество IT-решений для автоматизации управления, крайне важно не только их внедрение, но и создание взаимной интеграции между всеми системами.

Top